Групповая работа: «ЗА» и «ПРОТИВ»

Педагоги ищут пути совершенствования образовательного процесса. И далеко не всегда формы и методы деятельности, применяемые на уроке, являются эффективными. Но несомненно, что поиск эффективных путей решения проблем, рано или поздно приводит к улучшению системы, отметая всё лишнее и оставляя лишь то, что даёт качественный результат.

Групповые формы учебной деятельности являются, наверное, самыми любимыми у детей. И при этом их можно применять на любом уроке для решения почти всех основных дидактических проблем: решения задач и упражнений, закрепления и повторения, изучения нового материала. Эта форма внутриклассной дифференциации уже хорошо зарекомендовала себя в личностно-ориентированной педагогике.

Безусловно, групповая форма работы имеет ряд своих «плюсов». Во-первых, это снижение внутренней тревожности и страхов у детей; Во- вторых, повышение учебной мотивации; Ну, и в-третьих: повышается уровень коммуникативных навыков.

Тем не менее «минусы» групповой работы тоже весьма существенны, и не обращать на них внимания никак нельзя.

В 1927 году учёные провели необычный эксперимент, который в дальнейшем получил название «Эффект Рингельмана». Суть его заключалась в следующем. Люди поднимали тяжести. И для каждого из них фиксировали максимальный вес. Который он мог поднять. Затем людей объединили в группы. И оказалось, что вдвоём, втроём и вчетвером, поднятый ими вес, был гораздо ниже индивидуального. Причём, чем больше группа, тем меньше вес.

Объясняется довольно просто. Каждый участник группы, невольно перекладывает часть своих усилий на другого. В результате общий результат снижается. Работая же индивидуально, учащийся рассчитывает только на себя. Что несомненно сказывается и на качестве работы.

«Что же делать?»- спросите вы. «Как всё-таки сделать групповую работу максимально эффективной?». На этот вопрос ответ тоже есть! Нужно уменьшить размер групп. Причём, чем меньше группа, тем эффективнее её работа. Поэтому для достижения поставленной задачи лучше всё-таки распределять её на отдельные блоки, с которыми может справиться небольшая группа.

Как работать на уроке: индивидуально или группами зависит он вас самих. Главное, чтобы учащиеся поняли: добывать знания – это всегда интересно и необходимо.



Сапрыкина А. С.
Учитель первой квалификационной категории