Проектная деятельность в начальной школе

Все школы уже имеют свой опыт работы над учебными проектами. Наша школа тоже работает над учебными проектами уже много лет.

Переход на новый образовательный стандарт предполагает проектную деятельность школьников как необходимый, и даже обязательный компонент учебной программы.

Младший школьный возраст благоприятен для вхождения в проектную деятельность, закладывания фундамента для дальнейшего овладения ею.

Использование проектных методов дает возможность развивать индивидуальные творческие способности учащихся, более осознанно подходить к профессиональному и социальному самоопределению.

Все проекты можно делить на множество групп по различным категориям: по времени, по количеству субъектов деятельности, по виду доминирующей деятельности и т. д.

Мы остановимся сегодня только на одной категории по виду доминирующей деятельности и покажем свои примеры работы в этой категории в разных видах проектной деятельности.

По виду доминирующей деятельности

  • Информационные

  • Творческие

  • Исследовательские

  • Практико – ориентированные

  • Игровые и ролевые

Информационные проекты

направлены на сбор информации о каком-либо объекте или явлении с целью анализа, обобщения и представления информации для широкой аудитории. Такие проекты требуют хорошо продуманной структуры и возможности ее коррекции по ходу работы.

Мы предлагаем вниманию информационный проект «Портфолио». Он является по временным рамкам долгосрочным. Продолжать его можно на протяжении всех лет обучения. И даже по желанию дальше. Каждый год помимо достижений сюда заносятся перспективные планы на год и подводятся итоги года.

Творческие проекты

предполагают максимально свободный и нетрадиционный подход к его выполнению и презентации результатов. Это могут быть альманахи, театрализации, спортивные игры, произведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства, видеофильмы и т. п.

Проект «Цветочная азбука». Выполняется в 1 классе. Этот проект по окружающему миру, но он перекликается и с обучением грамоте, т. к. повторяет и закрепляет алфавит.

Исследовательские проекты

по структуре напоминает научное исследование. Он включает в себя обоснование актуальности выбранной темы, постановку задачи исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей ее проверкой, обсуждение и анализ полученных результатов.

Исследовательские проекты - это как раз те, которые представляют дети на НПК. Мы тоже представляем вам проект «Народные куклы», который занял 2 место на районной НПК в прошлом году.

Как любой исследовательский проект он чётко структурирован:

Имеет цель, задачи, этапы исследования, выводы.

Данная презентация - обязательный завершающий этап результата проектной деятельности.

Практико – ориентированные

нацелены на решение социальных задач, отражающих интересы участников проекта или внешнего заказчика. Эти проекты отличает четко обозначенный с самого начала результат деятельности его участников, который может быть использован в жизни класса, школы, микрорайона, города, государства.. Ценность проекта заключается в реальности использования продукта на практике и его способности решить заданную проблему.

В этом разделе мы предлагаем познакомиться с ещё одним долгосрочным проектом «Наше школьное движение». Главная задача, стоящая перед педагогами по реализации этого проекта - это обеспечение широкой и разнообразной практической деятельности учащихся по изучению и охране окружающей среды. В этом проекте мы представляем разные виды деятельности и формы работы, которые помогают нам в решении поставленной задачи. В рамках осуществления этого проекта дети учатся добывать информацию, которая пригодится им для личных исследовательских проектов.

Ролевые и игровые проекты

Разработка и реализация такого проекта наиболее сложна. Участвуя в нем, проектанты берут себе роли литературных или исторических персонажей, выдуманных героев с целью воссоздания различных социальных или деловых от­ношений через игровые ситуации. Результат проекта остается открытым до самого окончания.

В нашем проекте «Зарница» дети выступали в роли бойцов специальных подразделений. Дети были разделены на группы реагирования и выполнения задач.

Как и любой проект, он имеет чёткую цель, задачи, для реализации поставленной цели, саму основную часть и итоги мероприятия.

Конечно, все пять выше перечисленных целевых направлений деятельности учащихся-проектантов реализуются в каждом проекте. В этом смысле любой проект — исследовательский, точно так же как любой — творческий, ролевой, практико-ориентированный или информационный. Поэтому подчеркнем: речь здесь шла не о единственной, а о доминирующей направленности деятельности участников того или иного проекта.