Какие проблемы видит учитель в современном образовании? Безусловно, это то, с чем он сам реально столкнулся, с чем не согласен, что считает необходимым изменить. И у учителей практиков, не первый год работающих в школе, есть своё видение этого вопроса.

Проблем немало, но я бы для себя выделила несколько главных. И на первое место поставила бы

- Ухудшение состояния здоровья дошкольников и младших школьников. Ведь это далеко не секрет, что только здоровый организм способен усваивать в полном объёме достаточно не простую программу школ, а особенно гимназий. Большинство дошкольников страдают хроническими заболеваниями, растет число детей с отклонениями в психическом развитии, только половина первоклассников обладает стандартным физическим развитием. Интенсивная учебная нагрузка в школах нового типа, выполнение домашних заданий, умноженные на слабое здоровье ребенка приводят к тому, что в прогимназических классах гармонично развитых детей вдвое меньше, чем в классах с традиционным обучением. Позитивное решение задачи сохранения здоровья школьников возможно при её включении в число приоритетных направлений деятельности органов образования, здравоохранения, социальной зашиты при их тесном взаимодействии с общественностью и родителями.

- Дефицит квалифицированных педагогов. Это, на мой взгляд, вторая очень важная проблема современного образования. Педагогический состав школ приближен к пенсионному возрасту в большинстве своём. Это, безусловно, люди достойные и ответственные. Но мыслят и работают они всё ещё по-старинке. Так, как их научили в те давние времена, когда мнение учителя считалось единственно правильным и важным. Сейчас же времена изменились, и педагоги должны работать, безусловно, уже по-другому. Современный учитель должен иметь отличную профессиональную компетентность, дисциплинированность, тактичность, умение прощать, иметь хорошие коммуникативные навыки. Это, безусловно, всесторонне развитый и образованный человек. Он осознанно развивает свою индивидуальность средствами своей профессии. Свой предмет, своя область знаний для учителя являются ведущими. Но не стоит забывать о существовании и других областей знаний. Узкопрактические специалисты не могут быть полноценными собеседниками, не в состоянии поддержать тему разговора, не могут общаться с детьми и коллегами. А ведь способность к общению, обмену информацией одна из ведущих способностей педагога. Школам нужны квалифицированные педагоги, способные организовать работу обучающихся по новым учебным материалам, вооруженные современными технологиями. И это значит, что учитель есть первый ученик, сам находящийся в непрестанном учении, кропотливый, чуткий, постоянно занимающийся самообразованием. Учитель, который постоянно и эффективно занимается самообразованием, оказывает влияние на формирование у школьников потребности в самостоятельном приобретении знаний, на развитие у них соответствующих умений и навыков. Личный пример учителя во все времена считался важнейшим средством воспитания.

- Неэффективность пятибалльной системы оценивания знаний, умений, навыков школьников ледующая, не менее важная проблема современного образования. В современном классе это должна быть не просто формальная оценка. Это может быть иной способ учета достижений — профиль умений, дневник достижений или другой вид аутентичного дополнения к традиционному балу. Ведь не секрет, что очень часто в школах оценка «3» имеет совершенно разный уровень. Сложности предоставляет и система оценка знаний путем тестирования и проведения контрольных. Несмотря на современные способы проверки и оценки знаний, результаты являются не объективными. Неправильно требовать хороших результатов при сдачи экзаменов, в то время, как над самим процессом обучения не ведется четкий и серьезный контроль.

На самом деле можно ещё очень много и долго говорить о проблемах современного начального образования. Это и снижение престижа педагогической деятельности в глазах общественности, имеющее следствием уменьшение притока молодых кадров в школу, старение педагогических коллективов; и несоответствие методик и технологий обучения возрастным особенностям организма ребёнка, его фундаментальным и адаптационным возможностям; и недоучёт психологических изменений детей на этапе перехода от дошкольного к младшему школьному возрасту. Я выделила лишь те, решения которых, на мой взгляд, являются первоочерёдными. При этом все-таки необходимо помнить, что начальная школа является стартовой площадкой для творческого развития личности. И от того, какой будет дан старт, зависит весь жизненный путь человека.

Сапрыкина А. С.