Словарная работа в начальной школе является одним из важнейших составляющих в развитии речи младших школьников. Овладение детьми грамотной речью, как устной, так и письменной, должно быть необходимой нормой в современных условиях. В целях повышения речевой культуры одно из важнейших мест должны занимать упражнения направленные на расширение активного словарного запаса детей, а так же на умение правильно и грамотно выражать свои мысли.

Словарная работа может преследовать различные цели, а соответственно иметь разное содержание.
Во-первых, она может быть направлена на расширение словарного запаса детей, ознакомление с новыми словами, их лексическим значением. Умением правильно употреблять в речи новые слова.
Во-вторых, это может быть работа, направленная на усвоение грамматических норм. Отработка форм слова, которые у детей вызывают затруднения.


В-третьих, работа, направленная на усвоение орфоэпических норм русского языка. Что в наше время особенно актуально в связи с активным употреблением новых слов, и с меняющимися нормами в русском языке.
В-четвёртых, словарная работа, связанная с отработкой непроверяемых написаний.


Хочу подробнее остановиться на последнем направлении.
Эффективность словарной работы в большой степени зависит от систематичности и планомерности её характера. Работа со словарными словами должна являться обязательным компонентом урока русского языка.
Направляя внимание детей на осознанное и прочное усвоение трудных в написании слов, можно легко связать различные виды словарной работы с содержанием занятия.


Например:
1) На минутке чистописания прописываем элементы буквы О.
2) Пополнение словарного запаса: ольха, Орёл, орёл, хлОпок, хлопОк. Здесь же идёт работа над орфоэпией.
3) Лексическая работа. Включение новых слов в речь. Составление предложений с новыми словами.
4) Работа со словарными словами. Орфография. Желательно брать слова, в которых надо запомнить букву о.
5) Лексическая работа по расширению словарного запаса. Составление словосочетаний со словарными словами.
Уже через 2–3 месяца системной работы, занимая совсем немного времени на уроке, 5–10 минут, учитель сможет получить отличный практический результат. А самое главное, возможность расширить границы своих знаний в доступной форме, вызывает у учащихся живой неподдельный интерес к своему родному языку.

Сапрыкина А. С.
Учитель первой квалификационной категории